За что платить

Иногда мне звонят и пишут люди, которые хотят получить бесплатную консультацию. Полноценную часовую, но бесплатную. Их главный аргумент - вы  психолог, спасать людей - ваша миссия!

 

Мне хочется немного прояснить последний пункт. С тем, что я психолог, я согласна, это моя профессия и моя работа, с помощью которой я зарабатываю на жизнь.

А вот насчёт спасательства не согласна, и вот почему.

 

Во-первых, есть профессиональные спасатели. Они работают в службах спасения, быстрого реагирования, срочного и немедленного оказания помощи.  В их работе есть своя специфика, это работа с кризисными состояниями, с острыми состояниями. Это не психотерапия, это, скорее, психореанимация. Я таким не занимаюсь, это не моя специальность и не моя территория.

 

А если "спасатель" подразумевает "хороший добрый человек", то да, за это брать деньги неправильно и нечестно. Хорошестью не торгуют, хорошим нельзя быть по расписанию.

Но психолог продаёт не свою хорошесть. Психолог предоставляет услугу - консультацию, психотерапию. Он продаёт свои знания, умения и навыки, свой опыт. Есть, конечно, такое приятное высказывание, что психотерапевт работает собой. Но так же работает собой и врач, и учитель, и косметолог. Свои способности и свои умения специалист применяет так, чтоб  помочь человеку, обратившемуся к нему.

 

Я считаю, что наша профессия не спасающая, а помогающая. Спасать это слишком серьёзная миссия, я не готова брать на себя такую ответственность, да и права не имею. А вот помочь я могу, я этому училась, для этого у меня есть талант, диплом и опыт. И за эту помощь я беру деньги. Психотерапия - моя работа, не хобби и не временное увлечение. Я к ней отношусь очень серьёзно.

 

И ещё вот что. Меня саму насторожило бы  предложение "первая встреча бесплатно/за полцены/скидки за опт" у любого специалиста. Если бесплатно, то как я смогу отблагодарить? Что буду должна? Почему этот профессионал не ценит свою работу? Могу ли я ему доверять?

 

Начинающие и ещё не очень уверенные в себе специалисты  могут ставить более низкие цены, и это понятно и объяснимо. Я хорошо отношусь к благотворительным акциям, когда они объявлены именно как благотворительные - специалист осознанно решает таким образом помочь нуждающимся или отдать часть своего заработка на какую-то благую цель. Это тоже понятно. Но в том и другом случае это не хитрость и не уловка, а честная оценка психотерапевтом  своих сил и возможностей.

 

А вообще психотерапия - это серьёзное дело, люди идут на неё обдуманно, а не из-за того, что сегодня объявлены суперскидки, дай-ка я поисследую свой внутренний мир за полцены. Я уважаю решение человека обратиться на терапию, и я обязуюсь работать с ним с первой минуты сессии, и клиент знает, что эта работа стоит денег. Оплата - это гарантия серьёзного отношения к процессу с обеих сторон. 

 

И давайте надеяться, что нам в жизни не понадобятся спасатели, и нам достаточно будет помощи профессионалов. А на их услуги мы заработаем.

Write a comment

Comments: 0


 Адрес кабинета: 

Espoo, Taivalmäki 9 (metro Niittykumpu)